Поиск

"В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание" (В. Сухомлинский)



В. Сухомлинский в предложенном мне для анализа высказывании говорит о функциях брака. Он считает, что в браке его члены в результате взаимодействия оказывают социализирующее воздействие, тем самым не только постоянно воспитывая друг друга, но и координируя свое поведение с помощью самоконтроля.
Обращусь к теоретическим положениям. Брак, о котором говорит В. Сухомлинский, – это добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи. Семья – основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, которые связаны общим бытом, взаимной правовой и моральной ответственностью, а также взаимопомощью. Когда люди вступают в брак, они должны осознавать, что это повлечет появление не только прав, но и обязанностей, поэтому нужно очень ответственно подходить к созданию семьи. А когда мужчина и женщина становятся супругами, они оказывают друг на друга влияние, они взаимно воздействуют, пытаются согласовать друг с другом порой различные интересы, взгляды, мнения, в ходе чего они учатся уступать, находить компромисс. В результате их взаимодействия реализуются некоторые из функций брака - процесс воспитания и самовоспитания, о чём и говорит В. Сухомлинский. Воспитание – организованный процесс воздействия на индивида, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы, приобретает определенные навыки, которые необходимы для успешного функционирования в обществе. Воспитанием занимаются люди и учреждения «извне», регулируя поведение человека с помощью социальных норм, а в браке воспитанием также занимаются еще супруг или супруга. Также в браке происходит самовоспитание, то есть процесс анализа индивидом своих действий, поступков, благодаря которому личность развивается.
Чтобы подтвердить свои слова, приведу пример из прочитанного мной на уроке литературы произведения О. Генри «Дары волхвов». В этом произведении супруги очень трепетно относятся друг к другу, любят и уважают друг друга. Чтобы сделать приятное любимому человеку – подарить подарок на Рождество, они жертвуют самым дорогим, что у них есть. Этот пример показывает, как супруги, воспитывая друг друга в браке, развили в себе такие качества, как самопожертвование, уважение друг к другу. И я уверена, они не смогли бы создать такой брак, если бы не общались друг с другом, не узнавали бы о предпочтениях супруга или супруги, если бы не умели уступать в некоторых ситуациях, происходивших в браке.
Также для подтверждения своих слов смоделирую ситуацию. Представим, что существует брак Ивановых. Супругу – Петру предложили престижную работу в другом городе, но после того, как он предложил супруге Ольге, домохозяйке, переехать, между ними произошла ссора, так как Ольга не хотела переезжать в незнакомый город, тем более в родном городе у нее жили родители, были друзья. Но после ссоры Ольга, проанализировав свой поступок, поняла, что поступила неправильно, эгоистично, она думала только о себе, своих желаниях, осознала, что для мужа это очень хорошая возможность карьерного роста. Она извинилась перед супругом, они вместе обсудили произошедшую ситуацию и помирились, решив переехать. Эта ситуация показывает, как в семейной жизни происходит процесс самовоспитания путём анализа своих действий.
Таким образом, в браке действительно происходит процесс и воспитания, и самовоспитания, что помогает браку успешно функционировать.

"В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание" (В. Сухомлинский)



Смысл высказывания заключается в том, что в браке, в семье люди оказывают влияние друг на друга, вместе совершенствуются, вместе меняются, формируют свои личности; то есть, именно семья является одним из важнейших агентов социализации человека.
Из курса школьного обществознания известно, что брак - добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи. Семья, в свою очередь (как малая социальная группа) - это люди, объединённые кровным родством, общим бытом, взаимной моральной и правовой ответственностью. Социализация - процесс формирования личности, приобщения к культурным и моральным ценностям, освоения социальных ролей, т.е. процесс, необходимый для успешного функционирования в обществе. Агенты социализации - люди и организации, способствующие формированию личности человека. К основным агентам социализации относят, конечно же, семью, а также школу, СМИ, армию, трудовой коллектив и т.д.
Для приведения практического аргумента обратимся к истории. Из биографии известного композитора Моцарта известно, что его творчество стало великим не только из-за наличия задатков, но и благодаря тому, что он воспитывался в музыкальной семье. Будучи ребенком, Моцарт постоянно находился в творческой атмосфере, что помогло ему перенять опыт своих предков, так как в семье люди находятся в постоянном взаимном воздействии. Мы убедились, что идея автора верна.
Далее приведу пример из просмотренных мною фильмов "Лёд" и "Лёд-2". Главная героиня Надя занималась фигурным катанием, а её супруг Саша - хоккеем. Надя тоже стала интересоваться хоккеем, а Саша выступил с ней на соревновании по фигурному катанию. Этот пример ещё раз показывает, что именно в браке люди перенимают ценности друг друга. Следовательно, автор прав.
Таким образом, жизнь в семье действительно можно считать непрерывным процессом социализации, ведь именно в ней человеку приходится понимать мировоззрение другого, наблюдать за его поведением, образом жизни, и, естественно, что в таком случае человек и сам будет меняться, воспитываться.