Поиск

"Наука — это истина, помноженная на сомнение" (Валери)

В данном высказывании автор поднимает проблему относительной достоверности знаний, полученных в ходе научной деятельности. Иными словами, Валери повествует о том, что результаты, полученные научными работниками, должны подвергаться разумной критике, ведь существует вероятность опровергнуть ранее добытую информацию.
Напомню, что наука – это область духовной деятельности, направленная на получение достоверных, объективных и логически обоснованных данных.
Методы научного познания, такие как эксперимент, описание, наблюдение, моделирование, математизация, классификация, анализ и синтез позволяют получить истинное знание, если соблюдались принципы точности и логической обоснованности.
Результат научного познания – научное знание – должен быть истинным. Но ведь истина – информация, соответствующая объекту познания – не всегда имеет абсолютный характер. Из курса обществознания мы помним, что существует относительная истина – суждение, верное лишь при определенных обстоятельствах. И такая истина тоже может являться итогом научного познания. Например, физическое правило, согласно которому вода закипает при 100 градусах по Цельсию, верно лишь при условии дистилляции воды и нахождении сосуда на высоте уровня моря. Любые отклонения от указанных обстоятельств опровергают данное правило.
Более того, среди функций науки (познавательно-объяснительная, социальная, производственная, мировоззренческая и пр.) существует прогностическая функция – наука предвосхищает события будущего на основе обработки уже имеющихся фактов. В данном случае мы не можем говорить о стопроцентной достоверности этих данных, поскольку отсутствует соответствие базовому критерию истины – практике.
В пользу своей точки зрения хочу высказаться и о том, что формы научных знаний, получаемые в ходе теоретического уровня научного познания, такие как гипотеза, теория и проблема – несут в себе долю предположения, так как в том числе не были подтверждены на практике.
Одним из примеров изменения научных истин может послужить известный случай из древнегреческой науки: ученый Аристарх Самосский выдвинул идею гелиоцентрической системы строения нашей Солнечной системы, подвергнув сомнению распространенную в те времена геоцентрическую систему. Как показала дальнейшая астрономическая практика, Аристарх Самосский был прав.
Для доказательства проблемы приведем еще один пример – открытие в 2012 году частицы под названием «базон Хиггса» позволило перевернуть представление о квантовой механике и развенчать укоренившиеся ранее теории. Данный пример показывает, что любое научное знание должно подвергаться разумной критике.
Таким образом, проблема относительной достоверности научных знаний актуальна в мире до сих пор и имеет множество отражений в реальности. Я надеюсь, что относительный характер научных достижений будет двигать науку вперед!