Человек, занимающийся познанием человека, по сути, познает
себя, так как сам им является, а познание самого себя, иными словами, можно
назвать самопознанием. Именно идею познания себя, своей сущности раскрывает
Белинский. Автор считает, что именно предмет самопознания представляет для
человека особый интерес. И если посмотреть на историю, то вполне можно
убедиться в правдивости этого высказывания, ведь и древние философы и
современные ученые изучают как тело человека, так и его «внутреннюю» жизнь.
С мнением автора невозможно не согласиться, ведь каждый из
нас не раз рассуждал о жизни, о тех сложных процессах, проходящих внутри
человека.
Человек существо биопсихосоциальное. С недавних пор,
ученые признают психологическое начало одним из основополагающих в сущности
человека. Биологическое начало выражается в необходимости человека
удовлетворять свои природные, биологические потребности. Социальное начало
выражается в потребности общения, неотъемлемости социума в жизни человека.
Психологическое начало проявляется в развитии личных качеств человека,
способности мыслить, анализировать, умственно развиваться и применять все
вышеперечисленной в социальной жизни. В общем же эти принципы тесно связаны и
не могут существовать друг без друга. Также рассмотрим понятие личности.
Личность – это набор социально-необходимых качеств индивида, полученных в
процессе социализации, т.е. процессе получения и усвоения социальных норм,
правил в общественной жизни. Необходимым понятием также является понятие
познания. Познание – вид активной или пассивной деятельности, направленной на
получение знаний об окружающем мире.
Прекрасным аргументом по данной теме может выступить
роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». Самопознание - одна из основных линий
произведения, однако не каждый сможет легко ее отыскать. Пьер Безухов никогда
не славился решительностью, силой, ловкостью, умением ораторствовать, зато в
его распоряжении был прекрасный ум, благодаря которому он постоянно развивался.
Вся его жизнь наполнена размышлениями о сущности человека, о своем собственном
предназначении и своих возможностях. Так, он приходит в масонскую ложу и
становится ее членом, считая масонов гениальными людьми, управляющими миром, но
вскоре ему становится понятно, что это аппарат по вытягиванию денег и все.
Однако это разочарование не останавливает Пьера в изучении себя, а является
поводом для дальнейшего познания сущности человека. На протяжении романа он
пытается оградить себя от общества, что у него естественно не получается, так
как ему «становится скучно», пытается голодать, то есть перестать «потакать
природе», чего он также не может сделать. Таким образом, в конце произведения
Безухов приходит к выводу, что невозможно отделиться от природы, так как
человек ее часть, невозможно отгородиться от общества, т.к. человек часть
общества. Также невозможно перестать мыслить, т.к. это ведет к деградации
личности и необходимо постоянно совершенствоваться и заниматься самопознанием,
т.к. за этим стоит прогресс.
Также аргументом по данной теме я приведу пример из
жизненного опыта. Человек, в данном случае я, является объектом познания и в то
же время субъектом, т.к. я познаю себя. Подготовка к ЕГЭ позволяет человеку
понять на что он способен и в физическом плане и в психологическом. Узнавая
практически каждый день новую информацию, я познаю относительные пределы
памяти, занимаясь много часов подряд, я познаю свои физические способности, а
так как обучаться в коллективе проще – исследую свои социальные навыки и
возможности. И этот процесс, по своему, интересен – насколько же тебя хватит?
И, возможно, поэтому человек – любопытнейшее явление для человека.
Таким образом, можно еще раз убедиться в правильности слов
автора. Познавая себя, человек развивается, а развитие дает начало для новых
знаний. Поэтому интерес человека к человеку никогда не угаснет.