Поиск

"Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок" (А. Толстой)

Данное высказывание затрагивает такие проблемы как биосоциальная природа человека, взаимоотношения общества и личности, роль общества в эффективной реализации возможностей личности. Эти проблемы весьма актуальны в условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости людей друг с другом в современном обществе.
Для наиболее полного понимания смысла слов автора стоит определить, что он подразумевает под счастьем. Счастье, на мой взгляд, тесно связано с реализацией внутренних возможностей и способностей человека и это не просто духовная потребность, а во многом смысл, цель жизни человека.
Автор считает, что человек может достичь счастья только в обществе, в котором есть все необходимые условия для удовлетворения всех видов потребностей.
Не могу не согласиться с автором. Человек уникальное существо, обладающее как биологической, так и социальной природой, отличающееся от животного мира наличием развитого мышления, членораздельной речи, способности преобразовывать окружающий мир с помощью создаваемых им же орудий труда. Человек неразрывно связан с обществом, которое, говоря научным языком, представляет собой часть мира, включающую в себя всех людей, а также способы и формы их объединения и взаимодействия. Именно в обществе происходит социализация, в ходе которой человек усваивает накопленные обществом знания, ценности, нормы. Без этого человек не сможет стать полноправным членом общества. В обществе концентрируется сущность человеческого бытия, проявляется его разумная и духовная природа, формируется личность, т.е. система социально значимых качеств человека. Только в рамках общественных отношений, общения и деятельности возможна самореализация личности.
Самым ярким примером служит герой произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо», который провел долгое время вне общества на необитаемом острове, его жизнь проходила в страданиях и невзгодах, сильно сказывалось одиночество и не только. По-настоящему счастлив он стал, когда его спасли, и он вернулся в общество.
Если говорить о «детях - маугли», выросших вне социума, то стоит отметить, что их реабилитация и возвращение в общество были необычайно сложными и давали скромные результаты. Это грустный пример, упомянутого растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок, когда уже мало, что можно сделать.
Другой аспект проблемы, то, что организационные, социально-экономические, психологические, правовые решения общества могут способствовать, а могут и препятствовать развитию духовных и физических сил личности и обретению им счастья. Например, рабство, существовавшее во многих странах, крепостное право в России, угнетавшее крестьян, что они нередко вынуждены были бежать и скрываться в казачьи общины. Или же допустим общественное непризнание. Так, большинство критиков не замечали и не ценили творчество голландского художника Винсента Ван Гога вплоть до его самоубийства. Жизнь художника прошла в тревогах, нищете и постепенном расстройстве рассудка. Вряд ли он был счастлив.
Таким образом, путь человека к счастью тесно связан с обществом и его устройством, так же как жизнь растения и его возможность расцвести связана с землей и ее плодородием.