Данное высказывание затрагивает такие проблемы как
биосоциальная природа человека, взаимоотношения общества и личности, роль
общества в эффективной реализации возможностей личности. Эти проблемы весьма
актуальны в условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости людей друг с
другом в современном обществе.
Для наиболее полного понимания смысла слов автора стоит
определить, что он подразумевает под счастьем. Счастье, на мой взгляд, тесно
связано с реализацией внутренних возможностей и способностей человека и это не
просто духовная потребность, а во многом смысл, цель жизни человека.
Автор считает, что человек может достичь счастья только в
обществе, в котором есть все необходимые условия для удовлетворения всех видов
потребностей.
Не могу не согласиться с автором. Человек уникальное
существо, обладающее как биологической, так и социальной природой, отличающееся
от животного мира наличием развитого мышления, членораздельной речи,
способности преобразовывать окружающий мир с помощью создаваемых им же орудий
труда. Человек неразрывно связан с обществом, которое, говоря научным языком,
представляет собой часть мира, включающую в себя всех людей, а также способы и
формы их объединения и взаимодействия. Именно в обществе происходит
социализация, в ходе которой человек усваивает накопленные обществом знания,
ценности, нормы. Без этого человек не сможет стать полноправным членом
общества. В обществе концентрируется сущность человеческого бытия, проявляется
его разумная и духовная природа, формируется личность, т.е. система социально
значимых качеств человека. Только в рамках общественных отношений, общения и
деятельности возможна самореализация личности.
Самым ярким примером служит герой произведения Д. Дефо
«Робинзон Крузо», который провел долгое время вне общества на необитаемом
острове, его жизнь проходила в страданиях и невзгодах, сильно сказывалось
одиночество и не только. По-настоящему счастлив он стал, когда его спасли, и он
вернулся в общество.
Если говорить о «детях - маугли», выросших вне социума, то
стоит отметить, что их реабилитация и возвращение в общество были необычайно
сложными и давали скромные результаты. Это грустный пример, упомянутого
растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок, когда уже
мало, что можно сделать.
Другой аспект проблемы, то, что организационные,
социально-экономические, психологические, правовые решения общества могут
способствовать, а могут и препятствовать развитию духовных и физических сил
личности и обретению им счастья. Например, рабство, существовавшее во многих
странах, крепостное право в России, угнетавшее крестьян, что они нередко
вынуждены были бежать и скрываться в казачьи общины. Или же допустим
общественное непризнание. Так, большинство критиков не замечали и не ценили
творчество голландского художника Винсента Ван Гога вплоть до его самоубийства.
Жизнь художника прошла в тревогах, нищете и постепенном расстройстве рассудка.
Вряд ли он был счастлив.
Таким образом, путь человека к счастью тесно связан с
обществом и его устройством, так же как жизнь растения и его возможность
расцвести связана с землей и ее плодородием.