В данном высказывании автором затрагивается несколько
взаимосвязанных проблем, таких как социальные статусы и их виды, социальные
лифты, социальные роли, соотношение социального статуса и поведения человека в
обществе. Данные проблемы остаются актуальными с момента возникновения общества
и приобретают особую значимость в современном мире, где положение человека в
обществе приобретается путем личных усилий и свободного выбора. По мнению
автора, социальный статус, занимаемый человеком, степень его престижности и
значимости, определяемое статусом поведение может не подходить качествам его
обладателя, его воле или выбору, возможности его изменения.
Такое положение, по убеждению автора, соответствует и
определяется конкретным периодом развития общества, сложившейся системой
общественных отношений.
Я согласен с мнением автора. Общество создаёт статусы,
обеспечивает порядок распределения людей по этим позициям, но не всегда человек
в силу своих качеств может удовлетворять требованиям данной позиции.
Рассмотрим теоретическое обоснование проблемы. Как известно
из курса обществознания, социальным статусом является положение человека в
обществе, занимаемое им в соответствии с определенными показателями. Социологи
различают предписанный (врожденный) и достигаемый (приобретаемый) статус.
Первый вид статуса определяется такими показателями как пол, возраст,
национальность. Второй вид статуса достигается человеком в результате своих
умственных и физических усилий (профессия, семейное положение, должность,
пост). предписанные статусы играли ведущую роль в традиционном обществе, когда
существовало рабство, касты и сословия. Ярким примером может служить
местничество, которое представляло собой порядок получения государственных
должностей исходя из знатности семьи и ее рода. Такая система существовала в России
до конца 17 века. Зачастую государственные должности занимали не способные к
государственным делам люди. Но в ту историческую эпоху такой порядок оберегал
наше государство от губительных внутренних междоусобиц. В период развития
промышленности и становления индустриального общества, в жизни людей
достигаемые статусы выходят на первый план, несмотря на то, что социальное
перемещение из одной страты в другую еще было затруднено. Стоит вспомнить,
Савву Морозова, который открыл собственную мастерскую и впоследствии выкупился
из крепостной зависимости, стал известным предпринимателем и меценатом. В
данной ситуации изменить несоответствие социального статуса позволил такой
канал социальной мобильности как предпринимательство.
В качестве еще одного примера статусного несоответствия
диктуемого временем может служить главный герой рассказа Джека Лондона
«Отступник», которому приходиться работать с 7 летнего возраста, чтобы не
позволить семье умереть с голоду. Ребенок, таким образом, выполняет роли
работника и отца, что не соответствует его возрасту. Таким было капиталистическое
общество в 19 веке.
Как мы видим, статусное несоответствие это несоответствие
человека своим характеристикам требованиям данной позиции, материальному и
моральному вознаграждению за выполнение функций данного социального статуса.
Ярким примером такого положения сейчас в нашей стране
является уровень материального обеспечения учителей по сравнению с другими
общественно важными профессиями, скажем депутата или полицейского. Объяснение
одно: в обществах, где государство по сложившейся традиции играет значимую
роль, статусы, сопряженные с властью выступают на первый план.
Подводя итог, следует сказать, что статусное несоответствие
или несовместимость прослеживается на протяжении всей истории человечества, на
каждом этапе развития общества проявляется так или иначе, в одних случаях
выступает как фактор социальной мобильности, в других заканчивается тупиком.