Поиск

"Совершенствоваться можно только в жизни и в общении между людьми" (Л.Н. Толстой)

Автор указывает на проблему общения и его значения в жизни человека в целом, так и в процессе совершенствования своих внутренних возможностей и способностей в частности. Данная проблема на протяжении долгого времени остается в центре внимания мыслителей, и её рассмотрение является весьма актуальным в современных условиях информационного общества, где общение пронизывает всю жизнедеятельность человека.
По мнению автора, только в контексте социальных отношений и общения возможно реализовать свой потенциал, раскрыть и развить свои внутренние возможности и способности.
Я поддерживаю мнение автора. Действительно, развитие личности и самореализация происходит только в обществе и в процессе общения, предполагающем взаимодействие с другими людьми.
Общением является сложный процесс установления контактов между людьми и социальными группами, который вызван необходимостью в совместной деятельности. Социологи выделяют общение в особый вид человеческой деятельности наряду с такими как труд, игра и познание. Человек — существо биосоциальное, поэтому общение также рассматривается как важнейшая социальная потребность, без удовлетворения которой происходит замедление, а иногда и прекращение развития личности, т. е. устойчивой системы социально значимых качеств человека. (Достаточно вспомнить «детей-маугли», выросших без общения в условиях социальной изоляции). Общение выполняет важные функции в жизни человека, среди которых необходимо отметить коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (принятие друг друга), интерактивную (обеспечивает взаимодействие людей), функцию социализации (формирования навыков и усвоения опыта). Посредством общения происходит принятие и понимание себя и других, человек обнаруживает свои индивидуальные особенности (самопознание), формирует положительные качества личности, развивается и совершенствуется, осуществляет самореализацию, т. е. реализацию потенциала личности.
Ярким примером совершенствования человека в процессе общения являются диалоги и дискуссии древнегреческого философа Сократа. С помощью беседы Сократ ориентировал собеседника на самопознание, на раскрытие и обнаружение в нём того, что до этого момента оставалось скрытым и неясным. Древнегреческий писатель и историк Ксенофонт в своём произведении «Воспоминания о Сократе» пишет, что собеседники искали общества Сократа, чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к окружающим.
Ещё одним примером может служить библейский рассказ о вавилонской башне, согласно которому человечество, когда-то разговаривавшее на одном языке, намеревалось построить башню до небес, прославиться и таким образом реализовать себя. Но процесс строительства был прерван Богом. Он создал множество новых языков, из-за чего люди перестали понимать друг друга и соответственно продолжать строительство башни. Этот пример отражает факт невозможности совершенствования человека, его деятельности без взаимодействия, сотрудничества и понимания, которое обеспечивает нам общение, в данной ситуации такой его вид как вербальное общение.
Следует привести в пример позицию самого Л. Н. Толстого, считающего, что искусство есть одно из средств общения, посредством которого автор произведения искусства, передает не только свои мысли, но чувства другому человеку, приобщая его к возвышенному, нравственному, воспитывая в нем определенные качества, и соответственно совершенствуя и развивая.
Рассмотренные нами примеры наглядно демонстрируют значимую роль общения в жизни человека и общества, его развитии, реализации и совершенствовании, становлении его как личности. Отсюда вытекает необходимость научить человека общению, уважительному отношению к собеседнику, всему тому, что называется культура общения.