Автор указывает на проблему общения и его значения в жизни
человека в целом, так и в процессе совершенствования своих внутренних
возможностей и способностей в частности. Данная проблема на протяжении долгого
времени остается в центре внимания мыслителей, и её рассмотрение является
весьма актуальным в современных условиях информационного общества, где общение
пронизывает всю жизнедеятельность человека.
По мнению автора, только в контексте социальных отношений и
общения возможно реализовать свой потенциал, раскрыть и развить свои внутренние
возможности и способности.
Я поддерживаю мнение автора. Действительно, развитие
личности и самореализация происходит только в обществе и в процессе общения,
предполагающем взаимодействие с другими людьми.
Общением является сложный процесс установления контактов
между людьми и социальными группами, который вызван необходимостью в совместной
деятельности. Социологи выделяют общение в особый вид человеческой деятельности
наряду с такими как труд, игра и познание. Человек — существо биосоциальное,
поэтому общение также рассматривается как важнейшая социальная потребность, без
удовлетворения которой происходит замедление, а иногда и прекращение развития
личности, т. е. устойчивой системы социально значимых качеств человека.
(Достаточно вспомнить «детей-маугли», выросших без общения в условиях
социальной изоляции). Общение выполняет важные функции в жизни человека, среди
которых необходимо отметить коммуникативную (обмен информацией), перцептивную
(принятие друг друга), интерактивную (обеспечивает взаимодействие людей),
функцию социализации (формирования навыков и усвоения опыта). Посредством
общения происходит принятие и понимание себя и других, человек обнаруживает
свои индивидуальные особенности (самопознание), формирует положительные
качества личности, развивается и совершенствуется, осуществляет самореализацию,
т. е. реализацию потенциала личности.
Ярким примером совершенствования человека в процессе
общения являются диалоги и дискуссии древнегреческого философа Сократа. С
помощью беседы Сократ ориентировал собеседника на самопознание, на раскрытие и
обнаружение в нём того, что до этого момента оставалось скрытым и неясным.
Древнегреческий писатель и историк Ксенофонт в своём произведении «Воспоминания
о Сократе» пишет, что собеседники искали общества Сократа, чтобы стать
благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к
окружающим.
Ещё одним примером может служить библейский рассказ о
вавилонской башне, согласно которому человечество, когда-то разговаривавшее на
одном языке, намеревалось построить башню до небес, прославиться и таким
образом реализовать себя. Но процесс строительства был прерван Богом. Он создал
множество новых языков, из-за чего люди перестали понимать друг друга и
соответственно продолжать строительство башни. Этот пример отражает факт
невозможности совершенствования человека, его деятельности без взаимодействия,
сотрудничества и понимания, которое обеспечивает нам общение, в данной ситуации
такой его вид как вербальное общение.
Следует привести в пример позицию самого Л. Н. Толстого,
считающего, что искусство есть одно из средств общения, посредством которого
автор произведения искусства, передает не только свои мысли, но чувства другому
человеку, приобщая его к возвышенному, нравственному, воспитывая в нем
определенные качества, и соответственно совершенствуя и развивая.
Рассмотренные нами примеры наглядно демонстрируют значимую
роль общения в жизни человека и общества, его развитии, реализации и
совершенствовании, становлении его как личности. Отсюда вытекает необходимость
научить человека общению, уважительному отношению к собеседнику, всему тому,
что называется культура общения.