Высказывание советского психолога связано с многоаспектной
идеей формирования личности человека и этапах ее становления. Рассмотрение
данной темы также сопряжено с биосоциальной природой человека. Значимость этих
вопросов обусловлена важностью процессов развития человека, становления его как
полноценного участника общественных отношений.
По мнению автора, момент рождения человека, обладающего
лишь набором биологических качеств, и момент становления личности отделены друг
от друга длительным процессом развития и взаимодействия с обществом, в
результате которого человек приобретает социальные качества и впоследствии
становится личностью.
С позицией Ананьева трудно не согласится. Бесспорно, должно
пройти очень много времени, включающего в себя длительный процесс социализации,
прежде чем человек сформируется в полноценную личность.
Рассмотрим теоретическое обоснование. Родившийся человек
выступает лишь индивидом, т. е. совокупностью биологических и врожденных
качеств. Человек в то же время неповторим, он является индивидуальностью, так
как обладает уникальными качествами, отличающими его от других людей. Это,
например, внешние признаки, такие как цвет глаз, или же отпечатки пальцев. Но в
понятие индивидуальность включаются и социальные качества, умения и навыки,
которые приобретаются в ходе социализации, т.е. процессе усвоения человеком
накопленных в обществе знаний, норм, ценностей, опыта. Именно в ходе данного
процесса человек становится личностью, которую можно определить как
совокупность исключительно социально значимых, важных и полезных для общества.
Естественно, что становление личности занимает долгое время, так как
социализация длится на протяжении всей жизни человека. Выделяют первичную
социализацию, происходящую в рамках детства, и вторичную, когда человек
самостоятельно сталкивается с формальными группами и уже критически и оценочно
относится к усваиваемой информации. Наиболее важными социальными институтами на
обоих этапах социализации является семья и государство, в виде различных
учреждений, в первую очередь в виде школы. Именно они позволяют человеку
развить заложенные в нем природой задатки в способности, талант и даже гений и
тем самым стать личностью.
В качестве фактической аргументации можно привести личность
Людвига Ван Бетховена – одного из известных композиторов. Родился и жил он в
обычной австрийской семье, мало чем отличался от сверстников, одним словом
индивид, типичный представитель человеческого рода. Отец же хотел сделать из
сына второго Моцарта и принялся обучать его игре на скрипке, но, однако, сын не
подавал особых надежд. И все-таки он стал настоящим гением в музыке, просто
необходимо было больше времени, хорошие учителя и желание учиться. Естественно
становление личности не происходит в результате резкого скачка. Это длительный
постепенный процесс, зависящий от множества факторов.
Другим не менее ярким примером служит император Иван VI
Антонович, который был свергнут в младенческом возрасте Елизаветой Петровной, а
затем почти всю жизнь провел в одиночном заключении. Находясь в полной изоляции
от родителей, он превратился в болезненного, психически неполноценного
человека, можно сказать остался индивидом, потому что процесс становления
личности был прерван. Данный пример иллюстрирует зависимость социализации и
длительности становления личности от окружения, пережитых обстоятельств, ситуации
в стране.
Таким образом, можно сказать, что становления личности
человека отдалено во времени длительным процессом социализации, а на скорость
ее протекания влияет множество факторов.