Поиск

"Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности" (Б. М. Теплов)

Автор размышляет о проблеме способностей человека, его волнует, откуда они берутся. Как мы знаем, способности – это индивидуальные психические качества человека, позволяющие ему быстро и успешно выполнять какую-либо деятельность. Теплов же считает, что сами способности не могут возникнуть просто так, они проявляются в ходе деятельности человека.
Я полностью согласна с позицией Теплова, поскольку также думаю, что способность начинает существовать только вместе с деятельностью.
Ведь деятельность – это активность человека, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя. Человек начинает действовать, когда он осознает потребность в чем-либо, например, в самовыражении. Затем он ставит перед собой цель: нарисовать картину; выбирает средства достижения этой цели (мольберт, кисти, краски, книги по рисованию); собственно, рисует и получает результат – картина готова. Может случиться так, что человек обнаружит, что в какой-то деятельности он преуспевает лучше других, у него есть задатки. Путем развития, активной деятельности, эти задатки могут развиться в способности, а затем – в одаренность, талант, гениальность.
Вспомним, к примеру, знаменитого оратора Древнего мира Демосфена. Благодаря своему красноречию он провел не одну успешную для Афин дипломатическую встречу, поднял греческий народ на борьбу с Македонским. Ораторское мастерство пришло к Демосфену, косноязычному от рождения, в результате огромной работы над собой: он изучал исторические труды, упражнялся четко произносить слова с набитым камнями ртом, старался заглушить своим голосом шум волн. Без практики Демосфен не добился бы своей мечты – стать оратором.
Говоря о способностях, нельзя не упомянуть фильм Н. Лебедева «Легенда №17» о величайшем хоккеисте СССР Валерии Харламове. В фильме рассказывается, как Харламов с детства занимался в хоккейных командах, с рвением тренировался на льду, развивал свою выносливость. Это помогло ему завоевать признание не только в своей стране, но и за рубежом.
Могу, кроме того, привести обратный пример. В детстве я очень любила рисовать, посвящала своему хобби много времени и усилий. Учителя и знакомые хвалили мои работы, говорили, что у меня есть способности к рисованию и советовали идти учиться в художественную школу. Однако я не последовала их совету, а вскоре, ввиду нехватки времени и смене интересов, и вовсе бросила рисовать. Спустя годы, сейчас я уже не могу создать достойную картину. Очевидно, с прекращением рисования мои способности исчезли.
Таким образом, способности действительно возникают в процессе соответствующей деятельности. Они же влияют на успешность выполнения этой деятельности. Очень важно вовремя заметить свои таланты, понять, что вам нравится, и практиковать свои умения. Только так можно добиться успеха в жизни.