Автор размышляет о проблеме способностей человека, его
волнует, откуда они берутся. Как мы знаем, способности – это индивидуальные психические
качества человека, позволяющие ему быстро и успешно выполнять какую-либо
деятельность. Теплов же считает, что сами способности не могут возникнуть
просто так, они проявляются в ходе деятельности человека.
Я полностью согласна с позицией Теплова, поскольку также
думаю, что способность начинает существовать только вместе с деятельностью.
Ведь деятельность – это активность человека, направленная
на познание и преобразование внешнего мира и самого себя. Человек начинает
действовать, когда он осознает потребность в чем-либо, например, в
самовыражении. Затем он ставит перед собой цель: нарисовать картину; выбирает
средства достижения этой цели (мольберт, кисти, краски, книги по рисованию);
собственно, рисует и получает результат – картина готова. Может случиться так,
что человек обнаружит, что в какой-то деятельности он преуспевает лучше других,
у него есть задатки. Путем развития, активной деятельности, эти задатки могут
развиться в способности, а затем – в одаренность, талант, гениальность.
Вспомним, к примеру, знаменитого оратора Древнего мира
Демосфена. Благодаря своему красноречию он провел не одну успешную для Афин
дипломатическую встречу, поднял греческий народ на борьбу с Македонским.
Ораторское мастерство пришло к Демосфену, косноязычному от рождения, в
результате огромной работы над собой: он изучал исторические труды, упражнялся
четко произносить слова с набитым камнями ртом, старался заглушить своим
голосом шум волн. Без практики Демосфен не добился бы своей мечты – стать
оратором.
Говоря о способностях, нельзя не упомянуть фильм Н.
Лебедева «Легенда №17» о величайшем хоккеисте СССР Валерии Харламове. В фильме
рассказывается, как Харламов с детства занимался в хоккейных командах, с
рвением тренировался на льду, развивал свою выносливость. Это помогло ему
завоевать признание не только в своей стране, но и за рубежом.
Могу, кроме того, привести обратный пример. В детстве я
очень любила рисовать, посвящала своему хобби много времени и усилий. Учителя и
знакомые хвалили мои работы, говорили, что у меня есть способности к рисованию
и советовали идти учиться в художественную школу. Однако я не последовала их
совету, а вскоре, ввиду нехватки времени и смене интересов, и вовсе бросила
рисовать. Спустя годы, сейчас я уже не могу создать достойную картину.
Очевидно, с прекращением рисования мои способности исчезли.
Таким образом, способности действительно возникают в
процессе соответствующей деятельности. Они же влияют на успешность выполнения
этой деятельности. Очень важно вовремя заметить свои таланты, понять, что вам
нравится, и практиковать свои умения. Только так можно добиться успеха в жизни.