Поиск

Как в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" раскрывается тема подлинной и мнимой красоты?

В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой создает женские образы, которые помогают ему показать разнообразие человеческих взаимоотношений. Рассмотрим их на следующих примерах.

В системе образов важное значение имеет Наташа Ростова – открытая и искренняя героиня. Через эту героиню автор подчеркивает важность духовного мира человека. Изображая портрет Ростовой, писатель отмечает, что она не отличается привлекательными внешними чертами: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками».

Автор подчеркивает ее душевную красоту: Наташа близка к народу и тонко чувствует людей: «… умела понять все то, что было … во всяком русском человеке». Став матерью, Ростова перестала следить за своей внешностью и погрузилась в заботы о муже и детях, но не утратила природную естественность своей натуры.

Элен Курагина является красивой девушкой, которая носит откровенные наряды. Героиня любила светскую жизнь, умела держать себя в обществе и имела изящные и величавые манеры, что подчеркнуто в ее портрете: «… сама графиня в белом атласном халате, шитом серебром, и в простых волосах (две огромные косы en diademe [диадемою] огибали два раза ее прелестную голову) вошла в комнату спокойно и величественно …». Автор отмечает, что Элен является красивой внешне, но пустой и бездушной внутренне женщиной. По мнению Пьера, она не любит ничего, кроме своего тела: «… Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела …».

Марья Болконская изображена как героиня, которая не обладает внешней красотой. Автор раскрывает это, подчеркивая эпитеты и лексический повтор, которые использует при описании ее портрета: «… делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым».

В то же время героиня является доброй, милосердной и религиозной. Она искренне верит в Бога и помогает бездомным странникам. Марья Болконская в тайне от старого князя оказывает поддержку «божьим людям». Это раскрывает ее нравственную красоту, которую автор считает подлинной.

Итак, через женские образы раскрывается идея о том, что представляет истинную ценность. Автор считает, что красота заключается во внутреннем мире человека, а не его внешности.