Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» вызвал большое количество противоречивых мнений у современников писателя. Из-за остро-социальной проблемы противостояния консервативных и демократических идей. Рассмотрим, чья жизненная философия представляется наиболее убедительной.
Евгений Базаров, главный герой, является нигилистом. В его образе воплощены черты демократической молодежи 1860-х годов. Жизненная философия персонажа заключается в отрицании всех идеалов, в том числе поэзии, музыки, искусства, а любовь он называет «белибердой». Эти бесполезные, по его мнению, ценности, он противопоставляет науке и труду, которые ставит на первое место. Сам Базаров любил работать, что подчеркивается автором на уровне деталей – у героя были «красные руки». Тем не менее, И.С. Тургенев показывает несостоятельность жизненных убеждений Евгения, так как он влюбляется в Анну Одинцову, что противоречит принципам нигилизма.
Оппонентом в идейном споре с Базаровым является Павел Петрович – сторонник консервативных взглядов, говорящий о незыблемости старых порядков. Автор противопоставляет «красным» рукам Евгения руки старшего Кирсанова с «длинными розовыми ногтями», что говорит об излишней изнеженности барина. И.С. Тургенев также отмечает, что слава Павла Петровича расходится с поступками: он прославляет крестьянскую общину и народ, но при встрече с мужиком «морщится и нюхает одеколон».
Жизненная позиция что Базарова, что Павла Петровича не кажется убедительной, поскольку писатель отмечает в них дисбаланс и несоответствие реальным действиям. Оба героя остаются ни с чем: Евгений умирает, заразившись тифом от мертвого пациента, а старший Кирсанов покидает брата и его семью и уезжает в Дрезден.
Таким образом, в романе И.С. Тургенева нельзя выделить персонажа с наиболее убедительной жизненной философией.