Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является социально-психологическим. Родион Раскольников желает проверить свою теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих», убивая старуху-процентщицу. Автор, используя психологизм, раскрывает образ главного героя, совершившего страшный поступок. Поэтому к иллюстрированию романа Достоевского художник должен подойти внимательно и ответственно, чтобы не исказить авторскую позицию. Рассмотрим какие эпизоды можно отобрать.
Одной из значимых сцен в произведении «Преступление и наказание» является встреча Родиона Романовича с Семеном Мармеладовым. Их знакомство влияет на решение главного героя осуществить свою теорию. Стоит обратить внимание на интерьер места, где они находились. Персонажи сидели в кабаке, которых было много в Петербурге. Помещение располагалось в подвале, внутри царила темнота и там присутствовало много пьяниц. Такие места передают душевную пустоту жителей города. Художнику стоит подробно проанализировать портреты героев, Мармеладов был не в лучшем состоянии, пребывая так не один день. Он повествует в монологе о своей судьбе, семье, и Раскольников проникается жалостью. Особенно ему тронул поступок дочери Сони. Молодая девушка была вынуждена пойти по «желтому билету», чтобы заработать деньги для семьи.
Художнику стоит взять для иллюстрации сцену убийства. В ней важную роль играют детали. Для совершения задуманного Родион Романович создает самодельную вещь, чтобы отвлечь Алену Ивановну, и берет топор у сторожа. Герой заранее пришил для орудия убийства петельку на внутренней стороне пальто. Все эти действия говорят о том, что герой готовился к совершению задуманного. В самый кульминационный момент персонаж испытывал сильное волнение. Иллюстратору стоит также отметить и то, что после совершения убийства Раскольников не стал «заметать следы», его охватил ужас от собственного деяния и поэтому он не принялся избавляться от крови. Его состояние проявляется и в том, что герой не стал забирать все богатства старухи-процентщицы, а взял лишь один кошелек, который в дальнейшем спрячет под камень и больше не захочет возвращаться к нему.
Еще одним важным эпизодом является чтение Евангелие в комнате Сони Мармеладовой. В этой сцене у Раскольникова происходит принятие и осмысление своего греха, его душа очищается. Имеют большое значение выбранные страницы Библии. Соня читает Родиону про воскрешение Лазаря. Достоевский не просто так обращает на это внимание читателей. Если углубиться в значение библейских мотивов, то можно проследить связь Раскольникова с Лазарем, он тоже воскресает благодаря Мармеладовой. В этом эпизоде стоит еще обратиться к портрету главного героя. Во время чтения он плакал, таким образом происходит внутреннее очищение.
Я считаю, что эти сцены важны для того, чтобы раскрыть образ Раскольникова через иллюстрации. Знакомство с Мармеладовым – одна из причин преступления Родиона, убийство Алены Ивановны – переломный момент в его судьбе, чтение с Соней Евангелие – возрождение, принятие своего греха. Каждый из этих этапов показывает рост героя, его осмысление своих поступков и готовность их искупить.