Поиск

Рекомендации художнику-иллюстратору, который иллюстрирует произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь"

«Премудрый пискарь»  великое произведение русской литературы, написанное М.Е. Салтыковым-Щедриным. Сказки этого автора наполнены аллегориями на реальный мир и ярко отражают пороки общества. Не является исключением и сказка «Премудрый пискарь», где повествуется о пискаре, который всю жизнь прожил в страхе быть пойманным и съеденным. Чтобы избежать гибели, пискарь выходил из своей норки только по ночам для поиска пропитания, а после и эти вылазки прекратились. Существование в постоянном страхе нельзя назвать полноценной жизнью. Чтобы помочь художнику грамотно отразить смысл сказки в иллюстрациях, мне необходимо обратить его внимание на некоторые аспекты произведения.

Премудрый пискарь с детства слушал наставления родителей и придерживался их мнения о жизни. Отец советовал сыну быть осторожным, чтобы не попасться на крючок или щуке на зуб. Чтобы изобразить напряжение, в котором пребывает Пискарь всю жизнь, стоит использовать в работе карандашную графику, и с помощью штриховки показать зажатость, сгорбленность, напряженность его тела. В своем убежище пискарь недвижим, его мысли не наполняет ничего, кроме страха, соответственно и личность не развивается с годами. Используя контраст цвета и света художнику нужно показать оторванность пискаря от реальной жизни: обиталище его темное, блеклое, как и сам он, а вокруг кипит жизнь, изображенная яркими цветами. Через эту иллюстрацию художник покажет, что жизнь проходит мимо пискаря.

Вторая иллюстрация могла бы показать нору пискаря уже после смерти ее хозяина. Автор писал, что пискарь умер от старости, ведь и щуке не в сласть было бы проглотить пискаря, да еще и премудрого. Отсылая читателя на эту строку, около пустой норы должна быть нарисована щука. Композиция работы должна быть построена так, что нора не центральное место, на которое падает взгляд зрителя в первую очередь. Эта иллюстрация показывает, что мир даже не заметил смерти премудрого пискаря, ведь он не занимал в нем никакого места. Жизнь его прошла впустую.

Таким образом, художник в своей работе должен показать аллегоричность произведения, при взгляде на нее читатель должен иметь возможность понять, что и люди порой ведут себя как пискарь из сказки: прячутся от жизни, живут страхом и долгие годы не меняют ничего в жизни.