Находясь в
ситуации выбора, человек руководствуется либо голосом разума, либо голосом
сердца. Разум и чувства, конфликтуя друг с другом, никогда не смогут прийти к
общему решению, победитель будет один. Понимая всю правильность решения
проблемы путем холодных рассуждений, иногда люди все равно отдают предпочтение
решению сердца, отдаются воле своих чувств. Рассмотрим примеры таких случаев в
русской классической литературе.
Н.М. Карамзин в своем
произведении «Бедная Лиза» рассказывает историю несчастной любви крестьянки к
дворянину. Влюбленная в Эраста Лиза отдается этой любви полностью, молодой
человек становится для нее смыслом жизни. Расставание для девушки становится
трагедией, разрешить которую может только смерть. Казалось бы, Лиза – молодая девушка,
впереди вся жизнь, в которой Эраст мог остаться просто историей, у крестьянки
есть любящая мать, которой всегда нужна помощь. Но чувства берут вверх, голос
сердца сильнее голоса разума, и Лиза кончает жизнь самоубийством.
Наташа Ростова,
героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», яркий пример человека,
который всегда прислушивается к тому, что ему подсказывает сердце. Познакомившись,
Андрей Болконский и Наташа Ростова полюбили друг друга, но вскоре Андрей должен
был уехать на войну. Наташа не выдерживает испытание разлукой и заводит роман с
Анатолием Курагиным – не потому, что она бесчестная, не потому, что не любит
Андрея, а лишь по той причине, что ее сердце хотело любви. Трудно быть хозяином
своих действий, когда ты полностью отдаешься чувствам. В случае Наташи чувства
настолько сильны, что влияют не только на ее моральное состояние, но и на
физическое. Когда обман раскрылся и отношения с Андреем Болконским были
разорваны, героиня не просто впадает в духовный кризис, но и тяжело заболевает.
Рассмотрев судьбы
героинь русской классической литературы эпохи сентиментализма и реализма, мы
видим, что не всегда сложный выбор решается путем рассуждений и поиском «правильного»
варианта. Даже если мы считаем, что имеем полный контроль над своими
действиями, никогда нельзя угадать, когда чувства могут взять вверх, заставляя
нас действовать вопреки голосу разума.