Поиск

Мотив "очеловечивания" природы в поэзии А.А. Фета

Лирику А.А. Фета называют «чистым искусством». Поэт, используя приемы импрессионизма, воспевает красоту человеческого бытия и природы. Ю.М. Лотман писал, что фетовский мир – это мир цвета, света, звуков, запахов. Помимо «вечных тем» в поэзии А.А. Фета звучит мотив «очеловечивания» природы. Рассмотрим несколько произведений.

В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» тема поэта и поэзии сливается с образами природы. Описывая пейзаж, автор использует эпитеты («наглаженные отливами» пески, «цветущие» берега). Анафора «одним» подчеркивает, что истинный творец способен совершить невозможное единственным штрихом. Метафора «подняться в жизнь иную» помогает автору передать мысль об избранничестве поэта, цель которого – «усилить бой бестрепетных сердец», то есть пробудить чувства в читателях. «Признак и венец» настоящего творчества в том, чтобы созерцать прекрасное и созидать произведения искусства. Таким образом, А.А. Фет соединяет образы природы и человека.

Далее рассмотрим стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», в котором показана поэтика момента. Автор психологически точно описывает детали любовного свидания, происходящего на природе. Кроме того, А.А. Фет не использует глаголы и выстраивает стихотворение в виде одного предложения, что делает произведение похожим на зарисовку, написанную на одном дыхании. Для того, чтобы передать красоту мгновения поэт воздействует на все органы чувств: слух («шепот», «трели соловья»), зрение («серебро и колыханье» «сонного ручья»), осязание («робкое дыханье») и обоняние («пурпур розы»). Образы влюбленных и пейзаж соединяются, что подчеркивает описание эмоций (лобзания, слезы) и повтор «заря». Именно природа становится прямым участником событий и делает свидание пары особенным.

Также и в стихотворении «Учись у них – у дуба, у березы…» звучит мотив «очеловечивания» природы. А.А. Фет через метафорические образы деревьев передает идею преодоления жизненных трудностей. Дуб и береза, как и люди, страдают зимой («жестокая пора!»). Однако эпитет «напрасные» (слезы), что любое горе временно. Союз «но» композиционно делит стихотворение на две части. После холодов обязательно наступает весна («ее промчится гений»). Лирический герой призывает стойко преодолевать препятствия и надеяться на лучшее, что подчеркивают глаголы повелительного наклонения («учись», «молчи», «верь»). Итак, в стихотворении природа одушевляется и сливается с образами человека.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что поэт «чистого искусства» описывает красоту мгновения и навечно запечатлевает ее в произведениях. А.А. Фет «очеловечивает» природу для того, чтобы подчеркнуть ее единство с жизнями людей.