Поиск

"Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, небиологическим" (Э. Ильенков)


Смысл высказывания я вижу в том, что человек становится человеком в том случае, когда из него «выходит» всё животное нутро. Эта проблема является актуальной, потому что даже в современном мире, в мире развитых технологий, человек может забыть о своём статусе и поддаться животным инстинктам.
Не могу не согласиться с точкой зрения автора. Человек является биосоциальным существом, и помимо биологических потребностей нам необходимо удовлетворять и социальные потребности. Без них невозможно наше существование и полноценное функционирование, а это значит, что человек, как высшее звено эволюции, может потерять свою ценность.
Как мы знаем из курса обществознания, существует всем известная пирамида потребностей А. Маслоу, с помощью которой психолог смог иерархизировать все человеческие потребности (нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования). В основании пирамиды лежат первичные нужды человечества, такие как физиологические (потребность в пище, одежде, отдыхе) и экзистенциональные (потребность в безопасности, комфорте). Выше первичных потребностей находятся вторичные, т.е. приобретённые, это такие потребности как социальные (необходимость в общении, социальных связях, какой-либо совместной деятельности), престижные (самоуважение, признание, успех) и верхушку пирамиды занимают духовные (потребность в самореализации, саморазвитии).
В качестве аргументации хочу сказать, что в современном обществе нередки случаи нахождения человека, изолированного от общества. Люди, живущие в условиях дикой природы, забывали человеческую речь, манеры, переставали прямо ходить, а ходили на четвереньках. Это всё говорит о том, что без социальных потребностей, биологические берут верх над индивидом, превращая его развитие в регресс (направление развития по нисходящей линии).
Всем известна история про так называемого «Калужского маугли». Жители одной из деревень в лесу Калужской области нашли десятилетнего мальчика. Как позже оказалось, что он был выращен в лесу в стае волков. Зубы напоминали клыки, ногти были похожи на когти, а поведение полностью копировало повадки волков. Этот пример чётко показывает, как без общества, социализации (процесс вхождения личности в социальную среду, овладение её социальными нормами, правилами и ценностями), без вторичных потребностей в целом человек может позабыть своё истинное существование, свои цели, которая даровала нам природа.
Кроме этого, не малоизвестна история семьи Лыковых, которые еще в начале двадцатого века ушли в Тайгу и остались там жить. Они были полностью изолированы от внешнего мира и выживали с помощью природы. Хотя Лыковы и не «превратились» в животных, однако эта изоляция дала о себе знать. Две дочери имели проблемы с речью: одна девочка растягивала слова на слоги при разговоре, а речь второй напоминала замедленное, приглушенное воркование.
Подводя итог, я могу с точностью сказать, что автор был прав, утверждая, что человеку необходимо «вытеснение» биологической натуры. Живя в изоляции от общества, индивид не способен развиваться, полноценно удовлетворять свои потребности и достигать своих целей. Нам, как самым развитым существам, необходимо предотвратить этот феномен, потому что будущее человечества зависит от нас. Эволюция породила нас, поэтому нам нельзя допустить того, чтобы деградация заменила её место.