Г. Филдинг утверждал: "Наряду с законами государственными есть ещё
законы совести, восполняющие упущения законодательства".
В данном утверждении поднимается проблема значения совести не только для
отдельно взятого человека, но и для всего общества. Совесть в высказывании
ставится наряду с законодательством и даже в какой-то мере превосходит его, что
говорит об огромной её роли в жизни общества. Данная проблема всегда была
актуальной и ей останется, так как совесть не может потерять своей важности.
По мнению Г. Филдинга "законы совести восполняют упущения законодательства".
Если подумать, то это и правда так, учитывая то, что законодательство
контролирует многие аспекты социальной, экономической, политической и духовной
сфер общества, однако не всегда может прогнозировать и остановить те или иные
действия индивидов. Совесть же зачастую может выступать куда большим гарантом
контроля над человеком, так как действует на него изнутри и напрямую.
Я полностью согласна с мнением автора высказывания. Законодательство
обширно действует на общество в целом, в то время как совесть является
качественным контролером действий отдельных людей, в этом и состоит её функция
восполнения упущений законодательства. Власть не может следить за каждым
гражданином в отдельности, в этом заключается один из главных её недостатков.
Разберемся, что такое совесть. Совесть - это внутренний регулятор
поведения человека, чувство ответственности за свои поступки перед окружающими.
Для того, чтобы понять значимость совести в обществе, нужно знать, какие
функции она выполняет. Итак, функции совести заключаются в:
- Контролировании поведения индивида;
- Анализе поступков индивида;
- Правильном выборе мотивов и целей;
В общественной жизни встречается множество ситуаций, когда человек
противоречит своей совести или наоборот - вынужден ей подчиниться. Так, не
секрет, что во многих демократических и других государствах по закону разрешены
обороты. Здесь можно уловить прямой разрыв между законом и совестью. Закон
разрешает то, что совесть обязана запрещать. В этом и состоит восполнение
упущений законодательства совестью.
В противовес можно привести пример, когда закон запрещал определенное
действие, а совесть и мораль наоборот - поощряли. Дуэль Пушкина с Дантесом ярко
иллюстрирует нам это положение. В ХIХ веке дуэли были запрещены по закону. Этот
запрет ввел ещё Петр I в ХVIII веке. В случае ослушания вводились необходимые
санкции, например, ссылка или смертная казнь. Однако нравственная сторона и
совесть Пушкина, которые заботились о чести его жены одержали верх над законом,
и дуэль состоялась.
Таким образом, Г. Филдин абсолютно прав в своем суждении: зачастую
законы совести восполняют упущения законодательства, однако также часто бывает,
что происходит наоборот.
"Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства" (Г. Филдинг)
"Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства" (Г. Филдинг)
Смысл данного высказывания состоит в том, что правовые нормы
регулируют лишь часть общественной жизни, в то время как другая часть
регулируется нормами морали. Я абсолютно согласен с автором, так как правовые
нормы закрепляются в законах издаваемыми государством, частично описывающих
границы и наказания за нарушения закона. Но разве может такая сложная,
динамическая, постоянно развивающаяся система как общество целиком и полностью
регулироваться лишь законами, написанными на бумаге? Наверное нет. И поэтому в
обществе очень прочно закрепились моральные норма. Это устные правила, которые
в основном несут оценочную нагрузку(хорошо-плохо,
справедливо-несправедливо).Соблюдение данных правил обеспечивается авторитетом
коллективного сознания, а нарушение встречается общественными осуждениями.
Обычно, люди руководствуются народной мудростью, золотым правилом морали:
"Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе".
В качестве одного из примеров можем рассмотреть произведение
Дезмонда и Фрэнсис Досс "По соображениям совести", основанное
полностью на реальных событиях. Главный герой Дезмонд Досс добровольцем пошел
на войну, хотя государство оставляло за ним право не принимать участие в
военных действиях. Но кто будет отсиживаться дома, когда родина в опасности? На
мой взгляд, только люди с низкой социальной ответственностью
В качестве второго примера можно рассмотреть обычную, житейскую
ситуацию. Когда в набитом автобусе, пожилым людям уступают место. Данный пример
очень наглядно иллюстрирует авторитет коллективного сознания. Ведь ты оплатил
билет и имеешь законное право сидеть на своем месте до конца маршрута, но важно
понимать, что справедливо - это не всегда законно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная
ответственность дополняет правовую. И лишь их единство способно грамотно и в
полной мере регулировать общественные отношения и взаимодействия.
"Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства" (Г. Филдинг)
"Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства" (Г. Филдинг)
Чтобы общество могло развиваться, ему необходима
стабильность. А что же обеспечивает стабильность? Это задача социальных норм.
Однако социальные нормы бывают разные, и автор поднимают проблему значения
конкретно двух видов: право и мораль. По его словам, преимуществом морали перед
правом заключается в том, что оно охватывает общественные отношения, которые
значительно шире тех, что регулируются правом. Я полностью с ним согласен.
Вопрос актуален при демократическом режиме, так как в таком случае государство
не вмешивается в частную жизнь людей, тем самым сохраняя совокупность
отношений, неподконтрольных ему. Именно эти отношения регулирует мораль.
Прежде всего, что же такое социальные нормы? Это образцы
поведения, принятые в обществе, обеспечивающие стабильность общества и
регулирующие отношения между людьми, социальными группами, социальными
институтами и государством. Существует несколько видов социальных норм: обычаи,
традиции, религиозные, политические, корпоративные, эстетические нормы, правила
этикета, мода и, наконец, правовые нормы и нормы морали, вопрос о значения
которых затрагивает Г. Филдинг.
Чтобы полностью раскрыть смысл высказывания, надо выяснить,
что из себя представляют эти два вида норм, в чем их отличия и сходства.
Правовые нормы - образцы поведения, закрепленные в нормативных правовых актах
государства и обеспеченные силой государственного принуждения, задача которых
регулировать общественные отношения. В свою очередь, нормы морали - правило
поведения, выражающие представления человека о добре и зле, справедливости и
несправедливости.
У них есть общие черты, среди которых: универсальность, то
есть они распространяются на все общество; объект регулирования - общественные
отношения; мера свободы в обществе; сходная структура; они связаны с категорией
«социальная справедливость». Несмотря на сходства, есть существенные различия,
например: системность (право - система норма, мораль не имеет системы),
формирование (мораль формировалась в процессе утверждения, развития моральных
взглядов и идеалов; правовые нормы установлены государством, то есть
зафиксированы в юридических актах), реализация (гарантом исполнения моральных
норм служат: совесть, общественное мнение; нормы права поддерживаются
специальном аппаратом), регуляция отношений (мораль - с точки зрения добра и
зла; право - с позиций законности и незаконности, правомерности и
неправомерности) и главное - толкование и охват (моральные нормы охватывают
больший спектр общественных отношений и имеют широкое толкование, а правовым
нормам характерна большая конкретность содержания, однозначность формулировок).
Выходит, что нормы морали, как и говорил Филдинг, имеют больший охват
общественных отношений, что может способствовать восполнению упущений правовых
норм.
Но каким образом происходит это восполнение? Обратимся к
литературе, к роману Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». В нем
старые помещики Ихменевы, Николай Сергеевич и Анна Андреевна, взяли себе Нелли,
больную девочку, которая осталась круглой сиротой после смерти деда и матери и
вскоре бы погибла. Не существовало никаких законов, обязывающих удочерять и
усыновлять сирот, однако с точки зрения морали: надо помогать страдающим и обездоленным,
доброта - главное качество человека. Получается, государство не могло помочь
Нелли, а обычные люди смогли, руководствуясь нормами морали. В этом случае, она
восполнила упущение законов.
В России действует множество благотворительных фондов, среди
которых есть «Твори добро». Его работа состоит в сборе и распределении
пожертвований на лечение тяжелобольных детей, которые нуждаются в дорогостоящих
операций. Эти операции, как правило, не могут провести в России, но и
законодательно государство ничем не помогает, не выделяет большие суммы на них.
Но это могут сделать обычные люди путем нескольких касаний экрана телефона. Что
заставляет людей помочь? Точно не закон. Только желание помочь тем, кто в этом
действительно нуждается. Это нормы морали, которыми руководствуется человек. И
они опять же восполняют пробелы законов.
Г. Филдинг был прав. Законы совести играют очень важную роль
в структуре социальных норм. Можно даже выделить такую функцию, как
компенсаторная, значение которой заключается в регулировании важных сторон
общественных отношений, не являющихся предметом охраны со стороны государства.
"Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства" (Г. Филдинг)
"Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства" (Г. Филдинг)
В данном высказывании автор Генри Филдинг
рассматривает идею, что мораль играет важную роль в жизни общества. Автор
утверждает, что нравственность и мораль дополняют законы государства. То есть в
некоторых областях общественных отношений, где правовые нормы не являются
эффективными в силу ряд причин, моральные нормы дополняют правовые нормы. Я
полностью согласна, автор совершенно четко отразил в своем высказывании
проявление нравственных ценностей в обществе.
Из курса обществознания мне известно, что мораль -
форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований,
регулирующих поведение людей. Наличие морали свидетельствует о признание
обществом интересы отдельного человека, жизнь, гарантированные только в том
случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
Немаловажен будет являться термин нравственности. Нравственность — это
моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в
своём выборе. Так же у каждого человека, есть Совесть — психический процесс,
вызывающий эмоции и рациональные ассоциации, основанные на моральной философии
или системе ценностей личности. Но стоит помнить о двух самых универсальных
социальных нормах, распространяющимися на всё общество: моральные и правовые.
Именно они позволяют эффективно осуществлять социальный контроль, поощрять или
наказывать, в зависимости от конкретной ситуации. Это общее между моральными и
правовыми нормами, но в чём же различие? Правовые нормы формально закреплены в
письменном варианте, устанавливаются государством, являются общеобязательными
для всех, в случае неисполнения возникает юридическая ответственность для
нарушителя. В то время как моральные нормы обеспечиваются силой общественного
мнения, не являются общеобязательными, так как исполняются в силу внутренних
побуждений и привычки. За нарушение следует только лишь общественное порицание.
Но надо сказать, несмотря на сильные различия, моральные нормы часто дополняют
правовые нормы, где они малоэффективно работают. Таким образом, мораль - это
совокупность принятых в обществе представлений о добре и зле, а также нормы
поведения и этики, дополняющие правовые нормы.
В качестве аргумента можно взять пример из СМИ. В
новостях рассказывается о жизни ветеранов и пожилых людей, не способных
трудиться и обеспечивать себе нормальное существование, которые вынуждены
оплачивать коммунальные услуги, покупать необходимые продукты, получая очень
маленькую пенсию. Несмотря на это, постоянно находятся добровольцы, создающие
волонтёрские организации, которые оказывают материальную или физическую помощь,
т.к. они осознают свой долг по отношению к людям, пожилым и беспомощным,
которые прошли годы Великой Отечественной войны, защищая нашу Родину. Такие
поступки продиктованы совестью людей, но недостаточно подкреплены
законодательно.
Возьмем пример из литературы. Раскольников,
главный герой романа «Преступление и наказание» Фёдор Достоевский. Убив ростовщицу
и ее сестру, он чувствует, что мучает его совесть. Он решается признаться в
своем преступлении из-за мук совести, которые преследовали его. Да, его отправляют
в тюрьму, но он теперь чувствует в душе покой. Если у Раскольникова не было бы
совести, он остался бы безнаказанным и возможно, продолжал бы совершать
преступления.
Таким образом, приведенные обществоведческие
положения, примеры, подтверждают важность и значимость моральных норм, которые
являются таким же универсальным регулятором, как и правовые нормы. Но моральные
нормы помогают правовым нормам реально работать.