В своем высказывании А. Фардж затрагивает проблему возникновения
такого социального явления как маргинальность. Появление маргиналов в любом
обществе несет немало негативных последствий как для этого общества, так и для
людей, попавших в эту категорию. Именно поэтому мыслящие люди всегда задавались
вопросом, почему появляются маргиналы.
Фардж видит в маргинальности проявление человеком неприятия
норм общества (будь то нормы права, моральные нормы или традиции и обычаи), в
которое он попал.
На самом деле, высказывание А. Фарджа о маргинальности
исходит из определения этого явления. Маргинал - это человек, лишившийся своего
прежнего социального статуса и прежней социокультурной среды и при этом не
оказавшийся в состоянии адаптироваться к новой среде и новому статусу.
Невозможности адаптации, конечно, является следствием неприятия норм этой среды.
Маргинальность неизбежно вытекает из расслоения общества, неравенства
индивидов. Любому обществу присуща стратификация и иерархическая структура,
поэтому, пожалуй, маргиналы всегда были и будут. Расслоение в обществе на
основании престижа, материальных благ, власти берет свое начало в самом
зарождении социальных отношений от естественного неравенства индивидов. С
развитием культуры и цивилизации иерархические отношения только ужесточались,
все больше затруднялась социальная мобильность - возможность перехода из одного
слоя общества в другой. И если группа маргиналов при общинно-племенном строе,
когда стратификационные рамки еще не были жесткими и официально
контролируемыми, еще могла спокойно выжить или даже перетянуть одеяло в виде
материальных благ или престижа на себя, то в Средние века это было уже
совершенно невозможным. Все это объясняется тем, что для динамического развития
общества была необходима устойчивость ее структуры, закрепленность социальных
статусов - положения индивида в социальной структуре, связанное с определенными
правами и обязанностями. Появлялись и набирали силу социальные институты,
контролирующие слаженную работу иерархической системы. Соответственно, элементы
иерархической структуры общества - страты - становились все более замкнутыми.
Например, молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, мог поневоле
приобрести социальный статус ремесленника и не принять нормы своего цеха, но
возможности что-то изменить у него не было. Так, положение маргиналов
становилось тяжелее от века к веку. Обратный же процесс - постепенного открытия
иерархических рамок - был запущен примерно с эпохи Возрождения (впрочем, это
спорный вопрос). К людям, не принимавшим нормы социальной среды, в которой они
находились, постепенно смягчалось отношение (естественно, относительно). К тому
же, облегчалась и социальная мобильность. Стоит признать, что эта «оттепель»
произошла не без участия самих маргиналов. Маргинальность несет в социум, с
одной стороны, разрушение, а с другой - волю к обновлению, улучшению. Все
зависит от социальной общности, где появились маргиналы, от ее состояния, а
также от намерений самих маргиналов и их силы.
Рассмотрим примеры положительных и отрицательных
последствий существования маргиналов. В социально-философском романе Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание» главным героем является ни кто иной,
как представитель маргиналов, Родион Раскольников. Раскольников, разночинец,
имевший социальный статус студента, имел финансовые затруднения, которые не
позволяли ему кончить курс. Выходит, что во время действия романа Раскольников
- уже маргинал. Он не может продолжить обучение ввиду отсутствия средств, при
этом не может и работать, очевидно, потому что не желает заниматься тяжелым
непривилегированным трудом и быть в низах социальной структуры общества.
Конечно, герой испытывает психологические неудобства, помимо финансовых.
Размышления о несовершенстве общественного строя в России приводят его к
созданию роковой теории о «тварях дрожащих и право имеющих». А та, в свою
очередь, толкает Раскольникова на преступный эксперимент - убийство
старухи-процентщицы для того, чтоб раздать скопленные ей деньги нуждающимся.
Кроме старухи, Родион убивает еще и ее сестру Лизу, которая просто оказалась
рядом. К тому же, герой впоследствии терпит страшные психологические
потрясения, которые не позволяют ему осуществить его замысел - он прячет
деньги, не беря их сам и не давая их людям.
Однако история знает примеры людей, которые были когда-то
маргиналами, но после оказались «приняты» обществом. На наш взгляд, к таковым
можно причислить интеллигенцию в России после Революции 1917 года и во времена
СССР. Конечно, их было настолько много, что они образовывали целую социальную
страту. Тем не менее, они являлись маргиналами, не принимавшими порядки,
которые им навязывала установившаяся в стране власть. Один из них - талантливый
поэт Иосиф Бродский был даже судим за свою маргинальность - он не работал,
объясняя это тем, что занимается поэзией. Советская власть же считала это
преступлением - тунеядством. Бродский же не подчинился давлению властей и не
изменил своего положения. Впоследствии его выслали из СССР. Тем не менее,
стихотворное наследие поэта обогатило национальный культурный фонд и имело
значительное влияние на последующую поэзию, Бродский стал любимым поэтом
многих, что не произошло бы, подчинись он властям.
Таким образом, мы видим, что маргинальность - неприятие
общественных норм - это палка о двух концах. Неприятие норм будет столько же,
сколько будут существовать эти нормы, сколько будет существовать социальная
стратификация. Маргинальность - это такое же следствие естественного
неравенства людей, как и сама социальная стратификация, на которой держится до
сих пор общество.